фото Сайт Игоря Панькова
Главная Рассказы Фотографии Авторы
Игорь Паньков
Велопоход по Крымуоктябрь 2004
Схема маршрута (284 КБ)
Нитка маршрута: Симферополь, Скалистое, Прохладное, Чуфут-Кале, Кудрино, Танковое, Куйбышево, Соколиное, Ай-Петри, Ялта, Алупка, Севастополь, Инкерман, Фруктовое, Табачное, Саки, Евпатория, Мирный, Новоозерное, Веселовка, Новоивановка, Медведево, Знаменское, Окуневка, Оленевка, Черноморское, Межводное, Далекое, Стерегущее, Раздольное, Воинка, Джанкой, Советский, Ильичево, Владиславовка, Феодосия, Коктебель, Судак, Морское, Рыбачье, Лучистое, Перевальное, Мраморное, Чатыр-Даг, Симферополь фото
Ходовых дней - 13 (с 11 по 23.10.04), ODO = 1085км.
Подъезды: поездом от Перми до Симферополя с пересадкой в Москве. Обратно - поездом из Симферополя в Пермь с пересадкой в Москве.
Участник - Игорь Паньков
День 1 (11.10.04): Т = 5ч28м, D = 69км, ODO = 69км.
Симферополь-Прохладное-Чуфут Кале-Кудрино-Танковое
День 2 (12.10.04): Т = 4ч10м, D = 43км, ODO = 112км.
Куйбышево-Соколиное-водопад "Серебрянные струи"-Ай Петри
День 3 (13.10.04): Т = 6ч25м, D = 98км, ODO = 210км.
Ялта-Гаспра-"Ласточкино гнездо"-Алупка-Форос-Гончарное
День 4 (14.10.04): Т = 7ч00м, D = 98км, ODO = 308км.
Севастополь-Херсонес Таврический-Инкерман-Фруктовое-Орловка-Угловое-Вилино-Табачное
День 5 (15.10.04): Т = 10ч06м, D = 175км, ODO = 483км.
Фрунзе-Ивановка-Саки-Евпатория-Мирный-Новоозерное-Веселовка-Новоивановка-Медведево-Знаменское-Громово-Окуневка-Марьино
День 6 (16.10.04): Т = 8ч48м, D = 121км, ODO = 604км.
Тарханкут-Оленевка-Черноморское-Межводное-Далекое-Славное-Стерегущее-Славянское-Раздольное
День 7 (17.10.04): Т = 1ч15м, D = 20км, ODO = 624км.
Портовое-Раздольное (Полудневка)
День 8 (18.10.04): Т = 8ч10м, D = 169км, ODO = 793км.
Ботаническое-Воинка-Новокрымское-Джанкой-Советский-Ильичево
День 9 (19.10.04): Т = 7ч10м, D = 95км, ODO = 888км.
Кировское-Владиславовка-Феодосия-Коктебель-Щебетовка
День 10 (20.10.04): Т = 6ч00м, D = 75км, ODO = 963км.
Судак-Морское-Приветное
День 11 (21.10.04): Т = 4ч40м, D = 45км, ODO = 1009км.
Рыбачье-Солнечногорское-Лучистое-Ниж.Кутузовка
День 12 (22.10.04): Т = 4ч24м, D = 38,5км, ODO = 1048км.
Перевальное-"Кизил Коба"-Заречное-Мраморное-Чатыр Даг
День 13 (23.10.04): Т = 3ч46м, D = 37км, ODO = 1085км.
г.Эклизи Бурун-Мраморное-Заречное-Симферополь
Начало.
Отпуск в 2004 году у меня пришелся на октябрь. Октябрь на Урале не очень подходит для длительных велопутешествий. В Крыму же стояла теплая погода - "бархатный сезон" Я купил билеты сразу в оба конца, с расчетом пробыть в Крыму две недели. Учитывая наличие пересадки в Москве, с переездом с вокзала на вокзал на метро, решил упаковать вещи не в переметные сумки, с которыми я обычно отправляюсь в велопоходы, а в обычный туристический рюкзак. Таким образом, я мог одновременно нести рюкзак и упакованный велосипед. В походном же положении рюкзак умещался на багажнике, лежа поперек, и пристегивался резиновым эспандером. Жесткость конструкции придавали стойки палатки, которые удерживали рюкзак горизонтально. И вот настал день отъезда. Все вещи никак не хотели умещаться в 70-литровый рюкзак. Поэтому пришлось ограничиться минимумом теплых вещей (ведь на юг еду, в конце то концов) и взять самый легкий спальник (до +5`C). До Перми доехал на велосипеде без приключений, даже дождь, идущий почти неделю, прекратился. Дорога в поезде до Симферополя настраивала на оптимистический лад: чем дальше от дома, тем меньше признаков осени. Если у нас уже заканчивался листопад и деревья стояли голыми, то ближе к Москве "золотая осень" была в разгаре. А на Украине все еще было в зелени. Пересечение границы с Украиной прошло без приключений: даже рюкзак не пришлось открывать. На первое время обменял 500 рублей на гривны в поезде, у проводницы, по курсу 1 гривна = 6 рублей. Менялы ходили по вагонам на всем пути от границы до Симферополя.
День первый. Чуфут-Калев начало
11 октября в 7 часов утра я был в Симферополе. Позвонил домой (к номеру нужно добавлять код России = 107). Тут же, на вокзале купил несколько карт Крыма (в киоске у вокзала выбор туристических атласов и путеводителей очень широкий). Расспросил у таксистов, дежурящих у ж/д вокзала, как выехать из города. По дороге купил продукты на первое время. Цены в магазинах сопоставимы с нашими, с учетом обменного курса. На первый день я наметил осмотр "Пещерных городов" Крыма, поэтому сразу с вокзала направился в сторону Бахчисарая. Однако, доехав до отворота на Скалистое, я решил свернуть с оживленной трассы, чтобы подъехать к пещерному городу Чуфут-Кале по лесным дорогам. Село Скалистое оправдывает свое название: прямо над селом нависают высокие гребни скал, а дорога идет по узкому каньону. На выезде из каньона, влево и вправо от асфальта заманчиво уходили проселочные дороги, но я все же доехал до села Прохладное, где должна была начинаться выбранная мной по карте дорога. Выехав за околицу по лесной дороге я обнаружил, что спустило переднее колесо, но останавливаться на привал близко от села не хотелось, кроме того дорога довольно резко пошла в гору, и я примерно километр провел байк "в поводу", прежде чем нашел удобное место для обеда и ремонта. Перекусив и заклеив камеру, отправился дальше. Дорога вошла в лес, который сразу поразил меня своей ухоженностью. Где-то слышался звук бензопилы, тут и там виднелись свежие пни. Но пни едва выступали из земли, а вокруг них как будто подмели - ни сучка, ни веточки. Дорога петляла и делилась, разбегаясь в разные стороны. Приходилось то и дело делать разведки, выбирая "нужную" дорогу. Наконец, после крутого спуска, дорога вышла из леса и направилась прямо в ущелье между двумя скалистыми вершинами. На одной из вершин должна быть крепость Чуфут-Кале. Но как туда попасть? Я поехал вдоль склона, выискивая дорогу, которая привела бы меня на вершину. Наконец я увидел отворот вправо, который направлялся прямо к склону и круто поднимался вверх. Подъем был так крут, что о езде не могло быть и речи, а тащить на себе байк с грузом в гору не входило в мои планы. Поэтому я спрятал байк с рюкзаком в лесу и налегке направился в гору. Вода размыла колеи дороги, превратив их в овраги. Поднявшись по крутому склону и выйдя на плоскую "вершину", я увидел наезженную дорогу. Дорога шла по краю плато, которое круто обрывалось в долину, открывая чудесные виды. Пройдя с километр по этой дороге, я неожиданно уперся в высокую крепостную стену с крепкими воротами. Ворота были закрыты, а стены неприступны. фото
Перед воротами стоял микроавтобус. Из машины вышел водитель, который представился работником Бахчисарайского музея. Он привез сюда директора музея с друзьями, которые ушли осматривать крепость. От него я узнал, что крепость открыта для посещения, но вход в нее открыт через другие - Малые или "потайные" ворота, расположенные ближе к Бахчисараю, и тропа к ним ведет вдоль крепостной стены. А здесь, недалеко от Главных ворот, расположено древнее кладбище, которому не одна сотня лет. Он посоветовал мне посетить его. Там сохранились древние надгробные плиты, лежащие под вековыми деревьями. Там же бьет родник, воду из которого сотни лет жители возили в город. Оставив посещение кладбища на обратный путь, я направился по тропе, идущей вдоль скал, служащих естественной защитой города. Пройдя около километра, я вышел к Малым воротам города. К воротам ведет узкая и крутая, почти "винтовая" дорога. За ставнями ворот - будочка "городской стражи", собирающей с входящих дань в размере 8 гривен. Далее крутая дорога выходит на пятачок внутри крепости, с которого расходятся во все стороны узенькие и кривые улочки. Целых домов в городе совсем мало, так что улицы окружают развалины, заросшие травой и кустарником. Жители покинули город около ста лет назад, и заброшенные дома стали источником строительного камня для жителей окрестных сел. Только на Храмы не поднялась рука, и они стоят памятниками прошлой жизни. Меня поразила глубокая колея, оставленная в камне главной улицы города колесами повозок. Она - немой свидетель жизни многих поколений людей. фото
Я уже дошел до Главных ворот и собирался идти обратно, как меня догнала группа людей с фото- и кинокамерами. С ними шел охранник с ключами от Главных ворот. Я не преминул воспользоваться случаем, и вместе с ними вышел из города через Главные ворота. К этому времени город накрыло облаком. О дальнейшей съемке не могло быть и речи. Оставив посещение кладбища на другой раз, я направился к байку. Спустившись вниз, я сел на байк и направился по лесной дорожке дальше, к пещерному городу Тепе-Кармен. По дороге меня обогнали молодые ребята на мотоциклах, которые возвращались с заготовки дров. Тепе-Кармен явно не ждал меня, укрывшись облаками. Бродить в тумане по скользким камням пещер мне не хотелось, и я поехал дальше. В Качи-Кальоне я остановился у родника, берущего начало из под скалы, заправиться водой. Проведал рисунки на стоянке первобытного человека - здесь была наша первая ночевка в мой прошлый приезд в Крым. Прикинул по карте удобное место для сегодняшней стоянки - место с интригующим названием - "Змеинное урочище". До него оставалось 20 км и менее часа светлого времени. Пришлось устроить "гонку за солнцем". Уже на полпути пришлось включить освещение. Через час, уже в темноте, я был в урочище. Место мне понравилось.
День 1 (11.10.04): Т = 5ч28м, D = 69км, ODO = 69км
День второй. "Орлиный залет"в начало
Утро выдалось ясным, но прохладным. Так как я запланировал объехать весь Крым, а время похода ограничено 12 днями, то посещение другого пещерного города - Мангуп, придется оставить на следующий приезд. А пока - вверх по долине реки Бельбек. В селе Куйбышево обменял 1000 рублей на 179 гривен (этих денег мне хватило до конца похода), закупил в магазине продуктов и поехал дальше. По дороге наблюдал такую картину: ворона в полете над дорогой выпустила что-то из клюва и тут же сама бросилась вниз. Подъехав ближе я увидел осколки грецкого ореха. Потом я еще не раз видел такую же картину, но сам я так и не нашел ни одного дерева с грецкими орехами и даже не знаю как оно выглядит. От села Соколиное дорога пошла круто в гору. Пришлось переключиться на пониженные передачи. Скорость упала до 8 - 10 км/час. Узкая дорога часто переходила в серпантин. Местами асфальт сильно разбит, так что иногда приходится ехать по встречной полосе. Хорошо что дорога закрыта для проезда от Соколиного до Ай-Петри, и машин на дороге очень мало. Минут через сорок такой езды показались какие-то строения и плакаты, извещающие о начале маршрута в "Большой каньон Крыма" и на водопад "Серебряные струи". "Большой каньон" я прошел в свой прошлый приезд, а на водопаде еще не был. Сворачиваю вправо и иду вверх по тропе, которая вскоре выходит на лесную дорогу, идущую по берегу реки. Так как намечается радиалка, велосипед с рюкзаком прячу у тропы в лесу и иду дальше налегке. Через 1 км дорога пересекает реку и уходит влево, а дальше по берегу идет тропа. На развилке стоит указатель на водопад "Серебряные струи", и дальше тропа промаркирована. А перед водопадом даже выложена деревянными чурками и приводит на оборудованную стоянку. Водопад очень красив - огромный валун поросший мхом, по которому струится, сверкая на солнце, вода! фото
Но тропа на нем не кончается. Поднявшись по тропе еще на 1 км, выхожу на каменную плотину, за которой небольшое, метров 20 в диаметре, рукотворное озеро. С удивлением обнаруживаю лесную дорогу, огибающую озеро и идущую дальше вверх. Судя по карте, эта дорога выходит на Ай-Петринскую Яйлу. Решив посмотреть, годится ли дорога для езды на велосипеде, я возвращаюсь по ней. Однако спуск по дороге показывает, что двигаться по ней в гору с груженым велосипедом пришлось бы большей частью пешком: дорога часто похожа на "стиральную доску", так как каменные ребра скал, в которых она выбита, ничем не прикрыты. Вот и развилка на берегу реки с указателем тропы на водопад. До байка остается около километра. А слева манит круто поднимающийся склон горы с завораживающим названием "Орлиный залет". Эта гора притягивала мой взгляд еще тогда, когда я ехал по долине, своим красивым профилем, похожим на сидящую птицу. К тому же, над головой раздаются звуки, которые ни с чем не спутаешь - журавлиное курлыканье. И я устремляюсь вверх. Тропы нет, но тут и там угадываются следы, ведущие вверх. Поднявшись метров на сто, я вышел из плотных лесных зарослей в криволесье, затянувшее каменные осыпи. И тут я увидел зачаровывающее зрелище. Прямо над вершиной кружилось облако из десятков громко курлыкавших журавлей. Так продолжалось с десяток минут. Я не мог понять, что они делают, и старался подняться как можно ближе. Но вот журавлиный хоровод на глазах начал превращаться в клин и стая направилась на юг. Что же это было? Неужели они отдыхали на вершине и этот хоровод - ежедневное "построение" журавлиной стаи? Как бы то ни было, я счастлив, что стал свидетелем этого зрелища. Подъем на вершину у меня занял еще около часа. На вершине горы "Орлиный залет" (1026м) я увидел обелиск крымским партизанам и, как мне показалось, остатки землянки. И действительно - отличное место для наблюдательного пункта, с которого на севере видна как на ладони вся долина реки Бельбек. На востоке отчетливо виден "Большой каньон Крыма". На юге - поросший лесом склон Ай-Петринской Яйлы, куда мне предстоит сегодня подняться. фото
И хоть дорога и идет по этому склону, она так извилиста, что среди деревьев не видно даже намека на нее. Спускаюсь с горы, дохожу до байка и готовлю на горелке обед. Обедаю и в седло, впереди еще километров двадцать непрерывного подъема. Сразу за кафе обгоняю группу молодежи, налегке идущей наверх. Но, проехав километр, останавливаюсь: на обочине стоит пара велосипедов с рюкзаками и рядом с ними сидит девушка. Поговорил с ней: семейная пара из Литвы уже десять дней в Крыму. Начали маршрут с Арабатской стрелки, проехали Южное побережье и теперь едут в Симферополь. Девушка расспросила про "Большой каньон Крыма", дорогу на который сейчас разведывал ее муж. Она же рассказала, что на верху, на Ай-Петри сегодня выпал снег и очень холодно. "Очень кстати", ведь мне сегодня предстоит там ночевать. Пока мы разговаривали, поднялась молодежь, которую я обогнал, и тоже направилась в "Большой каньон". Я же, распростившись с девушкой и так и не дождавшись ее мужа, поехал дальше. Началась изнурительная работа по затаскиванию тяжести в виде меня с байком и рюкзаком в гору. Дорога шла крутым серпантином, примерно каждые сто метров разворачиваясь на 180 градусов. фото
Через два часа дорога пошла положе, серпантин сменился тягунами, расширился видимый горизонт. Навстречу мне пролетели не останавливаясь два велотуриста. День клонился к вечеру и они, похоже, очень спешили. Меня они напутствовали словами, брошенными на ходу: "наверху мороз". Через пару километров я увидел трех туристов-пешеходников, спускавшихся по дороге. Когда же я сам поднялся на плато, то сразу понял причину паники. Наверху дул холодный пронизывающий ветер. Лужи по обочинам были покрыты толстой коркой льда. Солнце уже садилось. Подъехав к краю Яйлы, обрывающемуся в сторону моря, я коченеющими руками сфотографировал открывшийся вид и поспешил искать место для стоянки. К счастью, за те 20 лет, что я здесь не был, подросли сосны, в саженцах которых мы ночевали в далекие восьмидесятые годы прошлого века. На иголках сосен блестели сосульки, высохшая трава была присыпана снегом. Но от ветра и "чужого глаза" я был спасен. Приготовив ужин под холодным мерцанием звезд я поел и, одев на себя все теплое что у меня было, лег спать.
День 2 (12.10.04): Т = 4ч10м, D = 43км, ODO = 112км.
День третий. "Ласточкино гнездов начало
Проснулся, а точнее вылез из палатки, так как сказать что я спал в эту ночь будет большой натяжкой, в 5 часов утра, задолго до восхода солнца. Причиной этого был самый настоящий мороз. Вода в бутылках замерзла, только внутри ледяной глыбы что-то булькало. Раздробив лед и высыпав льдинки в котелок, поставил его на горелку. Горячий суп и чай согрели меня изнутри, но не смогли согреть мои конечности. Одев все носки и перчатки, всю теплую одежду, взятую мной в этот "летний" поход, я едва упихал в рюкзак застывшую колом палатку. Затем, взгромоздив рюкзак на байк, залез на него сам. Мысли проехать к вершине Ай-Петри даже не могло возникнуть в моем задубевшем теле - быстрее, быстрее отсюда. До спуска добрался быстро. Но неподвижная, напряженная поза и холодный встречный ветер на спуске заморозил меня еще сильнее. Чтобы не вылететь с дороги на поворотах, приходилось почти непрерывно тормозить. В одном из "карманов" дороги увидел беседку и с радостью остановился. Едва размял окоченевшие руки и ноги. Здесь уже было заметно теплее, чем наверху. Из беседки открывался отличный вид на Ялту. фото
По описанию, дальше я должен был увидеть "пьяную рощу" - след былого оползня, и самый высокий водопад Крыма - Учан-Су. "Пьяную рощу" я так и не увидел, видимо очень быстро ехал. А вот водопад посмотрел. В это время он больше походил на "водокап" - вода едва смачивала скалы. К нему вела огороженная бетонная тропа, на которой, несмотря на ранний час, уже располагались торговцы сувенирами. Скоро показались пригороды Ялты. Выехал на трассу Ялта - Севастополь. Посмотрев на карту я понял, что ехать по трассе - значит нигде не побывать, она обходит все города и поселки стороной. С другой стороны - улочки поселков причудливо переплетаются и изобилуют тупиками, затрудняющими ориентирование. Поэтому я решил поставить себе конкретную цель и достичь ее. Меня давно манил сказочный вид замка "Ласточкино гнездо" - вот и цель! Сказано - сделано. Не прошло и часа, как я увидел его силуэт! Как оказалось, к "Ласточкину гнезду" ведет узкая тропа между заборами разных санаториев, причем большей частью - по крутой лестнице. Добраться туда с груженым байком - проблема. Мои мучения разрешила сердобольная тетенька - продавец сувениров. Она сказала: "Оставляй свой велосипед здесь и иди пешком. Никуда он (то есть байк) не денется". Пристегнув байк к забору за сувенирными киосками, я налегке отправился посмотреть на этот чудо-замок вблизи. За осмотр "Памятника архитектуры" берут 2 гривны. И я отвел душу, облазив его со всех сторон и фотографируя со всех ракурсов (разве что не с воздуха). А ветер дул не шуточный, буквально "валил с ног". фото
К байку я вернулся только через час. Проехав немного вдоль берега, я остановился у ротонды переодеться и сфотографировать побережье. И тут мое внимание привлек мужчина, очень основательно и профессионально снимавший эту ротонду. Разговорились - он ездит с сыном (смышленый мальчуган лет пяти от роду) по Крыму на машине и снимает самые красивые места побережья. Остановился он в Балаклаве (снимает квартиру) и рассказал мне об интересных для посещения местах южного берега в районе Фороса и мыса Фиолент за Балаклавой. Приглашал меня побывать там. Но я торопился на север, в село Раздольное, где меня ждала встреча с Клавдией Степановной Желтышевой. С тем и расстались. После целого часа плутания по кривым улочкам прибрежных поселков, я выехал на новую трассу Ялта-Севастополь и продолжил наматывать километры. По дороге состоялась еще одна встреча с новым знакомым, когда он, обогнав меня на машине, остановился чтобы пригласить меня поужинать у костра на берегу. Но я променял эту приятную встречу на "километры", о чем немного жалею. Купил у дороги 1 кг винограда за 5 гривен. Трасса широкая, ровная, но на ней нет ни одного магазина, а все поселки или далеко внизу или вверху. Да и улочки в поселках запутанные и такие крутые, что не в каждую и заедешь. Так и ехал, почти без остановок до села Оборонного, перед которым и заночевал в сосновых посадках. P.S. Затем уже я узнал, что выше села Оползневого есть перевальная дорога на Яйлу, сохранившаяся с древнейших времен, и названная "Чертова лестница" или "Шайтан-Мердвен". Да и само старое шоссе, идущее ближе к скалам Яйлы гораздо живописнее и уютнее нового, скоростного шоссе. Но этим открытием я смогу воспользоваться только в следующий свой приезд.
День 3 (13.10.04): Т = 6ч25м, D = 98км, ODO = 210км.
День четвертый. Херсонес Таврический.в начало
Утром опять проснулся от холода. Палатка в инее, в бутылках ледок. Выехал в 7-30 и уже в 8-00 доехал до указателя "Севастополь". Придерживаясь своей тактики - выбираю "ориентир" и начинаю расспрашивать дорогу до "Херсонеса Таврического". Ответы приходится тщательно фильтровать и перепроверять, так как они различаются на 180 градусов. И это только начало. Тем не менее, к 10 часам я добрался до цели. После переговоров с билетершей, я прошел на территорию "музея под открытым небом" вместе с байком. А в будке охранников удалось пристроить свой мобильник на подзарядку. В Херсонесе Таврическом я пробыл два часа. Обошел все улочки города, посетил экспозиции музеев древнего мира и средних веков. Мне всегда интересно узнать как жили люди раньше, примерить на себя их быт, их образ жизни... фото
Обратный путь оказался таким же длинным и запутанным. Я надеялся, что дорога на Симферополь идет через город. И очень удивился, когда "язык" привел меня обратно на объездную дорогу в том же месте, где я был утром. Делать нечего, поехал в Инкерман по объездной дороге. У села Фруктовое, от трассы Севастополь - Симферополь отворот на новенький, с иголочки, участок трассы на Саки. Правда скоро трасса превратилась в захудалую второстепенную дорогу, а "основная трасса" (по указателю) ушла влево, в село Кача. Ехал до темноты, так как в степи скрытно встать все равно негде. В сумерках свернул на проселочную дорогу, отъехал с километр от трассы и поставил палатку под деревом. Зато какой чудесный был закат, какая ясная ночь. В один день я преодолел путь от горцев до степняков. А ведь это два разных мира, разных образа жизни, издревле существующих в Крыму. Из мест, где в любой момент можно скрыться, исчезнуть из виду, незаметно подкрасться и напасть, я перенесся в мир, где ты всегда как на ладони, мир прямолинейной силы и скорости, где главные качества - зоркий взгляд и быстрые ноги. фото
P.S. В другой раз в Севастополе нужно обязательно посетить Диараму на Сапун-горе и Малахов курган.
День 4 (14.10.04): Т = 7ч00м, D = 98км, ODO = 308км.
День пятый. Поселок Мирный.в начало
День начался очень хорошо: ранний подъем, хорошая погода, красивый восход. Выехал в 7-30 и полетел по пустынной равнинной дороге, подгоняемый попутным ветром - красота! Через три часа я уже был на пустынном пляже перед Евпаторией. Подошел к морю, а оно холодное - "ноги сводит". Так что мысль о купании прошла сама собой. В Евпатории затарился продуктами. За городом позвонил Клавдии Степановне, договорившись что приеду завтра после обеда. А сегодня я рассчитывал заночевать среди безлюдных скал полуострова Тарханкут. Карта, по которой я ехал, показывала кратчайшую дорогу к мысу Тарханкут через перешеек озера Донузлав, идущую через поселок Мирный. Около часу дня я проехал поселок Мирный, выделяющийся из ряда других поселков обилием пятиэтажек и своим явно "городским" видом, безо всяких там огородов и живности. За поселком дорога резко испортилась. Затем, вдоль берега перешейка вырос поселок "генеральских" дач. И вдруг дорогу перегородили ворота - дальше "проезд запрещен". Тут я узнал, что уже сорок лет, как перешеек разрыт и самое глубоководное озеро Крыма превращено в военно-морской порт. Но отголоски советской секретности - карты, до сих пор скрывают этот факт. И даже новейшая топографическая карта "Автономной Республики Крым", масштабом 1:200 000 (2 км), подписанная к печати 10.05.2003 показывает непрерывную асфальтовую дорогу по перешейку озера Донузлав. На вопрос, а можно ли как-то перебраться через рукотворный пролив, мне сказали, что утром и вечером через пролив ходит катер с рабочими, и можно попробовать напроситься на него. Но ждать 6 часов до вечера на этом неприветливом берегу мне не хотелось. К тому же, прикинув, что объезд вокруг озера составит километров семьдесят, я решил, что доберусь до противоположного берега быстрее катера. А раз так, то прочь сомнения - и вперед, то есть назад. Это был настоящий марафон! Я почти без остановок проехал около 100 км. Меня не остановила даже темнота. Я встал на ночевку только проехав село Марьино, где свернул с асфальта на грунтовку, идущую вдоль берега. Эти километры подарили мне не только упоение скоростью, но и интересные, хоть и мимолетные встречи. На выезде из Мирного, я обогнал мальчишку на новеньком байке. Он догнал меня и я провел ему блиц-урок правильной езды на длинные дистанции. За поселком Крыловка я увидел ветряную электростанцию, состоящую из десятков ветряков. В поселке Новоозерное, поинтересовавшись у женщины, нет ли где более короткой дороги на Тарханкут, я услышал восхищенный рассказ о красоте этого полуострова. Заворожили золотые волны, бегущие по ковыльной степи, раскинувшейся по берегам озера. В селе Громово, в ответ на вопрос - правильно ли я еду - получил подробный, обстоятельный рассказ о том, как лучше проехать до Оленевки от мужчины, который предложил мне ночлег, так как время было уже позднее. Но я продолжил путь и палатку поставил уже в полной темноте.
День 5 (15.10.04): Т = 10ч06м, D = 175км, ODO = 483км.
День шестой. Тарханкут.в начало
Ночью прошел дождь. А так как сегодня мне предстояло ехать по грунтовке, это могло превратиться в проблему. Земля сразу налипла на колеса. К счастью дорога не сильно промокла и колеса хоть с трудом, но все же крутились. Ветер быстро подсушил дорогу и разогнал утренний туман. Скоро из тумана показались башни, похожие на водонапорные. Выглядели они бесхозными и я подъехал к одной из них. Огороженная забором 10 на 10 метров, башня имела небольшую комнатку внизу, дальше поднималась бетонная труба метра 2 в диаметре с лесенками-скобами внутри и наверху заканчивалась наблюдательным пунктом. Такие башни стояли вдоль берега на расстоянии менее километра одна от другой. В одном месте между башнями стоял дом, из которого при мне вышла пара солдат и направились к ближайшей башне. Я их не заинтересовал, и слава богу. Вдоль берега шло несколько дорог. Я выбрал ту что шла у самого обрыва и поехал по ней, то и дело останавливаясь и подходя к обрыву. Берег обрывался к морю скалами, высотой от 10 до 30 метров. Спуститься к воде можно было только по веревке. Местами на скалах попадались фундаменты небольших строений, наверное тех же наблюдательных пунктов. Я любовался этой дикой красотой природы, фотографировал суровые скалы. фото
Километров через семь берег стал понижаться и открылась уютная бухточка, в которой скал не было, и даже образовался небольшой каменистый пляж. К этой бухточке подходило несколько дорог и здесь появились следы "человека разумного": бутылки, кульки, бумажки - все, что присуще любому месту массового пребывания людей. Причем люди привозят все это на машинах, а собрать за собой мусор и увезти его обратно считают лишним. Так и ведется - ищут чистое место, чтобы оставить за собой свинарник. Я же всегда придерживаюсь правила: не наследи! Все банки, пакеты, обертки, едут со мной до урны (у магазина, на остановке...). фото
Холодная вода и ветер не располагали к купанию, так что я только умылся, зайдя в воду по колено, перекусил и поехал дальше. Вскоре мне попался небольшой табун лошадей, пасущихся среди пластикового хлама. Дальше - больше. Скоро мусор лежал уже кучами по 3-5 метров в диаметре, и эти кучи виднелись вдоль всего берега. Проехав так еще 2 - 3 км, я больше не мог смотреть на это безобразие и по первой же дороге, уходящей в сторону села Оленевки, покинул берег. Поле перед селом было, как снегом, покрыто полиэтиленовыми кульками, уцепившимися за стебли травы. Выехав на трассу, я прикинул, что до Раздольного остается еще около ста километров и мне надо спешить. В Черноморском купил продукты и сок. Здесь в Крыму почти везде продавали недорогой (3 гривны за литр) натуральный сок, который мне очень понравился. За Черноморским я увидел виноградники с мелкими сморщенными ягодами. Как мне объяснила потом Клавдия Степановна, у них летом прошел "кислотный дождь", который погубил весь виноград в районе. Дальше было повторение вчерашнего марафона. В Раздольном я был с последними лучами солнца. Поиски дома Клавдии Степановны были не долгими. И вот уже я накормлен, напоен, вымыт и уложен на мягкую перину.
День 6 (16.10.04): Т = 8ч48м, D = 121км, ODO = 604км.
День седьмой. Дневка
Отдыхал в гостях у Клавдии Степановны Желтышевой, прогулялся по Раздольному. У села Портовое раскинулся заповедник - Лебяжьи острова. Говорят, лебеди там зимуют. Съездил туда, благо от Раздольного до Портового всего 10 км и вдоль дороги проложена велодорожка - везде бы так! Лебедей я так и не увидел, пришлось довольствоваться медузами, плавающими у самого берега. На обратном пути помог накачать колесо старичку, едущему на велосипеде из сада. Вечером провел техобслуживание байка - вымыл, вычистил и смазал все, что только можно.
День 7 (17.10.04): Т = 1ч15м, D = 20км, ODO = 624км.
День восьмой. Северо-Крымский канал.в начало
Утром попрощался с Клавдией Степановной и отправился в сторону Феодосии, намереваясь пересечь Крым по диагонали: с северо-запада на юго-восток. Утро выдалось туманным. Но с первыми лучами солнца туман стал опускаться росой и весь день было ясно. К тому же весь день дул северный, почти попутный ветер. До Воинки ехал по местным, почти пустынным дорогам. Затем вышел на шоссе Москва - Керчь. Машин стало больше, но и дорога шире. Скорость была хорошей, ехалось как на марафоне. Даже рюкзак почти не ощущался, ведь дорога шла по плоской как стол равнине. В Джанкое остановился на развилке спросить дорогу. Подошел парень, торговавший с машины картошкой. Расспросил кто я, откуда, и куда путь держу. Парень сказал, что он тоже хотел бы поехать в поход на велосипеде, но не решается. Я подбодрил его, сказал что не надо откладывать и все у него получится. Он постерег байк, пока я покупал продукты, а потом, от всего сердца, предложил мне картошку, которой торговал. Его порыв был настолько искренним, что я не посмел отказаться и добавил к своему немалому скарбу еще килограмма три картошки. От Джанкоя дорога пошла вдоль Северо-Крымского канала - грандиозного сооружения, протянувшегося не на одну сотню километров. Обедал я на берегу этой рукотворной реки. Почистил картошку и добавил ее в пакетный суп. После обеда, упаковав рюкзак обнаружил, что багажник слабо держится. Оказалось, что раскрутился один из крепежных болтов. На устранение этой мелкой но, к счастью, вовремя замеченной неполадки ушел час. Дальше опять летел как на крыльях. Далеко впереди показались силуэты гор Южного берега Крыма. Только приближение темноты заставило задуматься о ночлеге. Встал на берегу канала, за селом Ильичово. Устроил "праздничный" ужин: сварил котелок картошки и навернул ее с салом и пирожками (гостинцы Клавдии Степановны). "Ужин" пришлось продолжить утром, вечером просто не хватило сил все съесть.
День 8 (18.10.04): Т = 8ч10м, D = 169км, ODO = 793км.
День девятый. Феодосия.в начало
До Феодосии добрался без приключений. Трасса идет не заходя в город, по промышленной зоне. Сам город лежит в бухте, окруженной с трех сторон холмами. Вся дорога к центру города - непрерывный спуск. Как обычно, еду к конкретному "объекту", на этот раз ищу "Генуэзскую крепость". Останавливаю парня на велосипеде, и спрашиваю дорогу до крепости. Сначала он не понимает о чем речь, потом берется показать. И вот через пять минут мы у одинокой каменной башни, стоящей в городском парке. Я удивлен, неужели это все, что осталось от средневековой крепости. Нет, оказывается если проехать дальше, будут еще развалины. На этом прощаемся. Проехав еще минут десять, вижу впереди развалины крепости. Причем жилые дома стоят внутри крепости, а от одной башни отходит забор с колючей проволокой - похоже на военный объект, ведь рядом порт и много военных моряков. фото
Облазив стены и башни крепости, знакомой дорогой возвращаюсь в город. Вдруг ко мне подходит мужчина и спрашивает, можно ли поговорить со мной. Мое удивление сменяется радостью, когда он подводит меня к двум байкам, стоящим у кафе, из которого выходит еще один мужчина. Знакомимся. Андрей Мальков и Слава Пермяков из Екатеринбурга уже заканчивают свой маршрут. Через два часа они уезжают на поезде до Новороссийска, а откуда поедут домой. Сюда они приехали по Южному берегу и предупредили меня о крутых подъемах и спусках, которые мне предстоят. Слава сказал, что эти дороги "съели" его дисковые тормоза - им, как и мне, довелось ехать по мокрым дорогам под дождем. Они встречались с группой велотуристов из Пензы, и даже проехали какое то время вместе. Мы обменялись адресами и разъехались - они на вокзал, а я на трассу в сторону Коктебеля. фото
В селе Насыпное сворачиваю с трассы Керчь - Симферополь на дорогу вдоль Южного берега. У дороги, покупаю виноград (5 гривен за 1кг). Женщина тут же моет его и наполняет мои бутыли водой. В Крыму дефицит питьевой воды ощущается везде. Нигде нет общедоступных источников - колодцев, колонок. Лишь изредка, в горах, встречаются родники. Так что весь поход я вожу с собой 3-4 литра воды, чтобы иметь возможность пообедать и заночевать там, где захочу. Теперь, на южном берегу, добавилось еще одно ограничение. Вдоль дороги - плантации винограда. Они огорожены проволокой прямо вдоль обочин дороги, и охраняются. Сейчас как раз сезон сбора винограда. Так что даже свернуть с дороги часто проблема, а уж найти укромное место для ночевки, еще труднее. Перед Коктебелем был отворот направо, на базу Планерную, чуть дальше, на безлесном холме я увидел стелу с флюгером в форме планера. Не удержался и поднялся на этот холм. Открылся чудесный вид на бухту Коктебель. Думаю, с этого холма с плоской вершиной, вдоль которой идет дорога, не раз стартовали планеры и дельтапланы. Перед въездом в Коктебель остановился у арки с красноречивой надписью: "Страна Коньяков". Коктебель проехал сходу, а в Щебетовке свернул к морю - в "Лисий залив", надеясь найти там место для ночлега. Но дорога до берега моря проходила в окружении виноградных плантаций, упиравшихся в крутые склоны. В поселке Курортное, еле добрался до берега - все застроено и огорожено. Берег встретил меня сиротливо-пустынным пляжем и неприветливым холодным морем. Перекусив здесь вернулся на трассу. Начался длинный подъем к перевалу Сикор. Преодолев подъем по дороге, серпантином огибавшей залесенные отроги хребта Эчки-Даг, я по тропинке свернул с дороги и остановился там, в густом лиственном лесу, на толстой перине из сухих листьев. Эта ночь стала для меня "ночью приведений". Всю ночь за стеной палатки раздавались шорохи и шаги зверей - от мышей до оленя или лося. Я, переживая за целостность припасов и снаряжения, пытался отпугнуть их. В один из моих прошлых походов, ночью мышь прогрызла дно палатки, брезентовый мешок, полиэтилен и фольгу, добралась до пачки супа и пообедала им (ладно суп, а палатку жалко). В этот раз все обошлось только перевернутой посудой.
День 9 (19.10.04): Т = 7ч10м, D = 95км, ODO = 888км.
День десятый. Судак.в начало
Утром, едва собрал палатку, как начался дождь. Пришлось облачиться в дождевик и ехать под дождем. Через полтора часа я уже был у Судакской крепости. Дождь к этому времени прекратился. В крепости отлично сохранились стены и башни, построенные генуэзцами в 14 веке. фото
В 9 часов утра я пересек главные ворота Судакской крепости (5 гривен), предварительно купив буклет с подробным планом крепости (еще 5 гривен). Разумеется, я не оставил без внимания ни один уголок крепости. Только "Консульский замок", крепость в крепости, с закрытыми дубовыми воротами - остался неприступным. Зато обойдя по периметру крепостную стену и заглянув в каждую амбразуру, я поднялся по потайной тропе, идущей по кромке обрыва, на "Дозорную башню" - самую высокую точку крепости, откуда открывается прекрасный вид на берег "Нового Света". Я провел в крепости 2 часа, а затем, закупив продукты, отправился дальше. По моей карте, за Новым Светом, на берегу Кутлакской бухты была отмечена крепость, датированная I веком н.э., видимо построенная первыми греческими колонистами. Свернув с трассы в селе Веселом, через 5 км я был в Кутлакской крепости. Конечно она заметно уступала размерами более поздним крепостям, да и от стен ее сохранились практически одни остовы, но сам факт прикосновения к такой древности настраивал на философский лад. Правда рядом с этой крепостью развернулось строительство многоэтажного комплекса, и эта крепость вполне может превратиться в уютный скверик какого-нибудь дома отдыха. Посидев на развалинах крепости, поехал обратно на трассу. И тут полил дождь. Люди, собиравшие на окрестных плантациях виноград, прекратили работу и спрятались от дождя. Я же, облачившись в дождевик, поехал по лужам. Дождь не прекращался до вечера и я, промокший и продрогший, ехал почти без остановок дотемна. Дорога перевалила перевал и вышла на берег моря к поселку Морское. Летом здесь наверняка полно отдыхающих - дорога идет вдоль пляжа на протяжении 5 км. Но сейчас, под холодным дождем - он безлюден. После пляжа дорога серпантином идет на очередной перевал. Холод и усталость берут свое - плетусь в гору из последних сил. Начинаю искать место для ночевки. Но хороших мест пока нет. С удивлением обнаруживаю, что местами идти в гору оказывается не тише, чем ехать, но немного легче. Наконец дорога выполаживается и начинается "головокружительный" спуск по серпантину - с визгом тормозов на поворотах и разгонах на прямых участках. Напряжение и статичная поза на спуске по мокрому шоссе лишают последних сил. Пролетев отворот на Приветное уже в сумерках, решаю остановиться при первом удобном случае. И как только при подъеме на очередной перевал вижу тропинку, уходящую на более-менее горизонтальный склон, тут же сворачиваю на нее. Небольшой пятачок между витками дороги. Но мне уже не до жиру. Штормовой ветер треплет палатку. Вся одежда на мне сырая, отсырел даже спальник. Да, ночевка предстоит "холодная"!
День 10 (20.10.04): Т = 6ч00м, D = 75км, ODO = 963км.
День одиннадцатый. Крепость Фуна.в начало
За ночь палатку обдуло. Рубашку и штаны высушил на себе в спальнике. Утро выдалось ясным, поэтому не стал спешить, дождался солнышка и подсушил, развесив на деревьях, спальник, рюкзак, носки, кроссовки. Пока вещи сохли, прогулялся по окрестностям. В который раз наблюдал завораживающее явление: облака, сплошной стеной летящие с гор в долину - не закрывают все небо, а тают, едва достигнув края гор. А над морем наоборот - облака возникают из ничего и улетают в море, а над берегом - ясное небо. Сфотографировал покрытые облаками склоны Караби Яйлы. Выехал позднее обычного, уже в 9 часов. Завершился начатый еще вчера подъем и снова стремительный спуск по серпантину дороги вывел меня прямо на берег моря. Проехал прибрежные поселки Рыбачье и Малореченское. В поселке Солнечногорское остановился у отворота с указателем на Генеральское и водопад Джур-Джур. До водопада 9 км езды в гору и против ветра. Решил туда не ездить, а вместо этого поискать загадочные "каменные грибы" и водопад "гейзер" на реке Алака. После Солнечногорского дорога ушла в сторону от моря и начались непрерывные подъемы и спуски. Боясь проскочить нужный отворот, часто останавливаюсь. Вот кажется и нужный отворот. Сворачиваю на грунтовку, идущую по берегу довольно шумной, каменистой речки. Через километр - развилка. Сворачиваю с дороги и иду по тропинке вдоль реки. Пройдя с полкилометра, решаю оставить байк с рюкзаком и идти дальше налегке. Пристегиваю байк к дереву прямо у тропы, так как рассчитываю обернуться за час - по карте до водопада не более километра, а безлюдность туристских троп в это время года притупила мою бдительность. Тропа переходит с берега на берег. Я, заинтригованный названием водопада, ищу какое-нибудь подобие фонтана. Рыскаю по берегам. Тропа делится, уходя то вправо, то влево от реки, забираясь на крутые склоны. Местами попадаются уютные поляны с туристическими биваками. Пройдя не меньше двух километров, я вижу что тропа уходит в сторону горы Демерджи и решаю вернуться. На тропе много диких груш - они похоже созрели, но все равно страшно вяжущие на вкус. На реке много небольших водопадиков, но на "гейзер" ни один из них не похож. Остается поискать "каменные грибы". С ними мне повезло - и действительно, трудно не найти таких великанов! Под этими грибами можно даже укрыться от дождя. фото
К байку я вернулся часа через два и тут же устроил перекус. По длинным тягунам с трудом дотянул до отворота на Лучистое. Дальше дорога так круто поползла вверх, что я спешился и 2 км до села шел пешком. В селе я посетил продуктовый магазин. В "Долину приведений" я не пошел - там я уже был в свой прошлый приезд. Зато обязательно хотел посетить крепость Фуна. По едва заметной тропинке безо всяких указателей добрался-таки до крепости. У входа в крепость сторожка - вход платный (2 гривны). Старичок-сторож занятно рассказал историю крепости, построенной еще в 13 веке. Крепость небольшая, стоит на вершине холма, и с нее открываются чудесные виды. фото
Удовлетворив свое любопытство, я вернулся к байку и поехал дальше. После короткого но крутого спуска выехал на шоссе Симферополь - Алушта. Начался затяжной подъем. Ненадолго остановился у памятника Кутузову и поехал дальше. Перед Ангарским перевалом от нового шоссе влево ушла заброшенная дорога старого шоссе. Я решил воспользоваться ей для выбора места ночлега. Старое шоссе больше похоже на аллею в парке. Проехав с километр я легко нашел удобное место для ночлега в тисовой роще. Поставил палатку за стволом огромного упавшего дерева (больше метра в диаметре). Тисовая роща состоит из высоких деревьев без подлеска. Земля усыпана толстым слоем опавших листьев, представлявших собой отличную перину.
День 11 (21.10.04): Т = 4ч40м, D = 45км, ODO = 1009км.
День двенадцатый. Чатырдаг.в начало
Утром опять замерз так, что встал на час раньше обычного. Впервые за весь поход разжег костер - благо что лес был самый настоящий и хворосту в нем достаточно. На костре приготовил завтрак, поел, согрелся и лег досыпать. Встал в 7 часов, собрался за полчаса и отправился в путь. Так как ночевал на перевале, то дорога сразу пошла вниз, даже педали крутить почти не пришлось. Зато руки в велоперчатках быстро закоченели. А так как останавливаться совсем не хотелось, приходилось греть пальцы рук, по очереди прижимая их к лицу, пряча под мышки и сжимая в кулаки. Весь этот цирк выполнялся на скорости 30 км/час (широкая и прямая дорога с ровным асфальтом позволяла это делать). Доехав до села Перевальное, я зашел в магазин и долго не мог достать деньги из кошелька - пальцы не слушались. А выйдя на улицу - чуть не упал в обморок от боли в отходящих пальцах. Минут через пять я пришел в себя и поехал дальше. Сразу на выезде из села, у заправки, стоит указатель на пещеру Кизил-Коба. К пещере ведет асфальтовая дорога. На дороге, через каждые сто метров белой краской написаны нравоучительные афоризмы. Не знаю, как из машины, но на байке они читаются без проблем. Асфальт заканчивается у кафе и дальше идет маркированная тропа в пещеру. Тропа каменистая, поэтому я одел рюкзак на плечи я пошел пешком. Подойдя ближе к пещере, когда тропа круто пошла в гору, я спрятал байк и рюкзак в лесу и пошел дальше налегке. (). У входа в пещеру тропинка забетонирована, а вход закрыт железной решеткой. Здесь же небольшой пристрой, где живут спелеологи - экскурсоводы. Тут же сушатся гидрокостюмы. Вход в пещеру платный - 12 гривен. За фото- и киносъемку пещеры - дополнительная плата. Я и так-то не большой любитель подземелий, а лезть туда за деньги - и подавно. Увидев крутую тропу, забирающуюся по расщелине над пещерой, я полез по ней. Деревья на склонах играли всеми красками осени. Сделав несколько снимков, я вернулся к ручью, промывшему эту пещеру, сфотографировал водопад, умылся и вернулся к байку. Выйдя к кафе, я решил подзарядить фотоаппарат, чтобы заряда хватило до конца похода. Мне не отказали, и я полчаса пил чай с пряниками, пока фотоаппарат заряжался. После этого я доехал до села Заречное и свернул влево, по указателю на пещеру Мраморная. Вход в эту пещеру находится на Чатырдаг-Яйле. Меня интересовала не столько пещера, я уже высказался о своем отношении к ним, сколько дорога на Яйлу. В мой прошлый поход по Крыму, мы с Олегом поднялись на Чатырдаг-Яйлу с Ангарского перевала, по крутому склону. И мне запомнилась встреча на верху нас, карабкающихся по скалам с туристами, заехавшими на плато на машине. В этот раз мне хотелось побыть наверху подольше и я запланировал ночевку на Яйле. Через пять километров дорога дошла до дачного поселка и асфальт кончился. Дальше дорога, усыпанная крупным гравием, пошла в гору. Последние 8 км пути я больше шел, чем ехал, часто с трудом заталкивая байк с рюкзаком в гору. По дороге иногда проезжали легковые машины и автобусы с туристами. Ближе к концу подъема встретился кордон Крымского заповедника. Но, судя по карте, хребет Чатырдаг не входит в заповедник. Поднявшись на Яйлу, я тут же свернул с накатанной дороги на лесную дорожку. Дорога, хоть и шла по плато, но в основном представляла собой "стиральную доску" из камня, так что я предпочел и дальше идти пешком. фото
На плато много деревьев, но растут они исключительно в оврагах и воронках или на склонах. Примерно за 2 км до вершины, перед последним "взлетом" присмотрел укромное место для стоянки в огромной воронке и оставил там байк с рюкзаком. Дальше пошел налегке и уже через 40 минут был на вершине, догнав там группу туристов из Запорожья. Это был их первый ходовой день, они делали траверс хребта, то есть шли в гору с полной выкладкой, и планировали заночевать уже за хребтом. Вместе с нами на вершину пришли облака и не собирались уходить. Поговорил с ребятами, сфотографировались на вершине и разошлись - они дальше, искать место для стоянки, а я назад, так и не дождавшись прояснения. Решил, если утром будет хорошая погода, то я повторю подъем. фото
От туристов я узнал, что в ту морозную ночь, которая застала меня на Ай-Петри, там, на плато, замерзли 3 человека - туристы, которых холод застал врасплох - без палатки и спальников. Вот вам и Крым! Кстати, на вершине Чатырдага тоже попадались островки снега, так и не растаявшего с той морозной ночи. Тем удивительнее было видеть среди пожухлой травы цветущий "Альпийский" цветок! фото
Уже дома я узнал его название - Шалфей прекрасный (или более распространенное - Крокус осенний). Я благополучно вернулся к байку, поставил лагерь, приготовил ужин и долго сидел, наслаждаясь первозданной тишиной, которой просто не бывает в нашей городской жизни.
День 12 (22.10.04): Т = 4ч24м, D = 38,5км, ODO = 1048км.
День тринадцатый. На вершине!в начало
Последний день пребывания в Крыму. Утром, быстро позавтракав, еще в темноте я отправился на восхождение. Низко над головой стелились облака, но я надеялся, что пока я поднимусь на вершину, они разойдутся. А на самом деле, я просто прошел "сквозь облака" при подъеме и встретил восход солнца на чистом, без облачка, небе. фото
Оглянувшись назад, я увидел свою тень и яркое кольцо вокруг нее на облаке внизу. Вокруг меня, сколько мог охватить глаз, простиралось море облаков из которого, как острова, выступали отдельные вершины. Красота такая, что дух захватывает! Хотелось запечатлеть все это на фотоаппарат, но кадров катастрофически не хватает. Пытаюсь найти и удалить неудачные старые кадры, но таких немного. Да и не передать этот бескрайний простор на экране монитора! Я успокаиваюсь и просто наслаждаюсь окружающей красотой. фото
Прогулялся по тропинкам, которые расходятся по плато в разные стороны от вершины. Интересно, что у нас на Урале тропинок в горах, выше уровня леса, практически не бывает. Мало людей ходит, или это из-за вездесущего курумника. Здесь же, кажется, все ходят только по тропам. Спуститься на Яйлу решил по другой тропе - времени до отъезда было достаточно и мне хотелось разведать другой путь. Я надеялся выйти по этой тропе прямо в лагерь, но... Тропа привела меня в чудесную тисовую рощу, а дальше начала теряться в опавшей листве. Я выходил на тропу и снова терял ее. В результате, я нашел две пещеры с узкими и глубокими спусками в виде отвесных колодцев. Разумеется, о спуске в эти "колодцы" не могло быть и речи. Изрядно поплутав по Яйле, через два часа после начала спуска я был у палатки. фото
Не спеша, растягивая удовольствие, пообедал, собрал лагерь и отправился в обратный путь. Спешить было некуда и я решил 9 км до Мраморного пройти пешком, а не ехать по булыжникам на байке. По пути встретил двух мужиков, один из которых, похоже, был лесником. Он расспросил, откуда я иду и где ночевал. Узнав, что я ночевал на плато, но без костра, успокоился и пошел дальше. Другой же расспрашивал про то, как живут в Перми, (лучше или хуже чем здесь?), как я путешествую один. И снова, уже не первый раз в этом походе, назвал меня "экстремалом". Затем мне навстречу прошла разновозрастная и разношерстная группа школьников (человек 15) из Харькова. Они, как и вчерашняя группа, отмечали свой путь фантиками от конфет и "чипсов". За два часа я спустился с Яйлы и поехал в Симферополь. В городе я решил найти отмеченный на карте археологический заповедник "Неаполь скифский" - древнюю столицу Степного Крыма. Сделать это оказалось трудно. Мало кто знал, что это такое, и мне пришлось изрядно поплутать. Наконец одна женщина показала мне на одинокую башню из камня, стоящую на пустыре, построенную в 80-х годах ХХ века на месте археологических раскопок. Расстроенный увиденным запустением, я поехал на вокзал. Там разобрал байк и упаковал его в чехол. Уже не первый год, для перевоза велосипеда в поезде я пользуюсь чехлом из парашютного шелка, размером 1х1,5 метра, со шнуровкой по периметру. У байка снимаю переднее колесо и привязываю его к раме сбоку, со стороны цепи. Руль поворачиваю на 90 градусов, и фиксирую веревкой в таком положении. Заднее колесо не снимаю. В таком виде одеваю на байк чехол, обвязываю сверху веревкой для удобства при переноске. Таким образом, мне достаточно 20 минут чтобы упаковать байк на вокзале перед поездом, куда я всегда добираюсь своим ходом и столько же времени мне требуется на его сборку в конечном пункте, чтобы продолжить путь. Из двух десяток поездок на поезде за последние пять лет у меня было только два эксцесса с проводниками. Один раз, в Санкт-Петербурге, меня "очень просили" снять оба колеса, что я сделал. Другой раз, уже в Екатеринбурге, проводница не хотела пускать меня в вагон с байком. Пришлось обратиться к начальнику поезда, которая "разрешила" посадить меня в вагон вместе с байком.
День 13 (23.10.04): Т = 3ч46м, D = 37км, ODO = 1085км.
Сдал байк вместе с рюкзаком в камеру хранения и отправился искать краеведческий музей. К сожалению музей уже был закрыт и мне пришлось ограничиться "экскурсией" по близлежащим к вокзалу кварталам. На оставшиеся гривны купил карту Крыма, книгу "Тайны горного Крыма", и продукты в дорогу. После чего благополучно сел в поезд "Севастополь - Москва" и начал читать купленную книгу. Из книги узнал много нового о тех местах, где только что побывал и, как оказалось, проехал мимо не менее интересных мест. Ну что же, значит это не последний мой поход по Крыму. Вот краткий список тех мест, где я обязательно еще побываю: Балаклава, мыс Фиолент, Сапун-Гора, Эски-Кермен, Мангуп, Партенит, Шайтан-Медвен... Возвращался я из осени в зиму. После Кирова появился сплошной снежный покров. В Перми снег лежал уже неделю, но асфальт в городе был чистым. Зато за городом на дороге стали попадаться участки льда, так что приходилось ехать очень осторожно. А после отворота на Добрянку пошла просто ледяная дорога. Так что я на своей "летней" резине с трудом добрался до дома. фото
в начало

©Разработка сайта - Игорь Паньков (2005) ipankov@narod.ru
Используются технологии uCoz